Определение профессионального вектора обучающихся с выраженными ментальными нарушениями и РАС в условиях профориентационной работы представляет собой организацию мероприятий, включающих в себя диагностический анализ и выявление наклонностей и способностей для самореализации, обучающие мероприятия предпрофессиональным навыкам и пониманию атрибутики и сферы деятельности доступных трудовых направлений, профориентационные игры и тренинги, выявляющие предпочтения обучающихся и ориентирование в профессиональной среде.
Для старшеклассников с ментальными нарушениями и РАС профессиональное самоопределение затруднено в силу психофизических особенностей, в частности отсутствие критики и адекватной оценки своих возможностей. Поэтому в данной разработанной программе вместо термина «профессиональное самоопределение» используется более корректное определение – «выстраивание индивидуального маршрута профессионального вектора». Данное определение означает оказание психолого-педагогическое сопровождение в определении профессионального направления, с учетом успешности старшеклассника с ментальными нарушениями и РАС в ходе профориентационной работы.
Организация профориентационной работы целенаправленно сформирована по доступным для учащихся с ментальными нарушениями и РАС профессиональным направлениям, выбор профессионального вектора акцентирован на практической деятельности, которая выражается во включение в адаптированных мастерских в трудовою деятельность, в профориентационную работу и возможности для личной самореализации. С этой целью, учитывая особенности мышления и восприятия старшеклассников с ментальными нарушениями и РАС разработан «Визуальный атлас доступных профессий». С помощью визуального атласа доступных профессий психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников с ментальными нарушениями и РАС позволило обеспечить индивидуальный подход к практической трудовой деятельности и, учитывая психофизические возможности каждого обучающегося, добиться проявление интереса к труду и продуктивного успеха у учащихся.